бизнес, акции, предприятия и их доли
Бизнес — самая популярная сфера деятельности, в которой заключаются различного рода сделки.
В процессе оценки стоимости бизнеса рассчитывается стоимость всех активов компании: недвижимости, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов. Отдельно оцениваются эффективность работы компании. Проводится анализ прошлых результатов компании, текущее состояние, строится прогноз денежных потоков на основе перспектив развития отрасли с учетом конкурентной среды.Оценка стоимости бизнеса
Подходы для оценки рыночной стоимости бизнеса могут носить различный характер. Тут все зависит от того, в каких целях Вы и производите эту самую оценку.
Так, в случае прекращения деятельности фирмы производится ликвидационная оценка бизнеса, то есть оценка принадлежащей предприятию недвижимости.Оценка стоимости бизнеса
Если Вам необходимо оценить стоимость бизнеса как предприятия действующего и приносящего прибыль, тогда потребуется определить рыночную стоимость предприятия.
Еще один вид оценки — выведение инвестиционной стоимости. Это необходимо для определения суммы прибыли, на которую в будущем могут рассчитывать инвесторы.
Стоимость оценки бизнеса обусловлена масштабами бизнеса и целями оценки, из которых основными являются:
- определение стоимости акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
- купля-продажа предприятия, акций его владельцем целиком или по частям.
- установление стоимости доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;
- реструктуризация предприятия, ликвидация, слияние, поглощение предприятия, либо выделении самостоятельных предприятий;
- определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
- страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
- налогообложение. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества.
Стоимость проведения оценки действующего предприятия (бизнеса):
- малого – от 55 000 руб.
- среднего – от 115 000 руб.
Стоимость проведения оценки пакета акций:
- Некотируемых – от 60 000 до 450 000 руб.
- Котируемых – от 50 000 до 250 000 руб.
Стоимость вклада в уставной капитал:
Индивидуально в зависимости от вклада.
Оценка небольшого предприятия занимает не менее 3-х недель, среднего от 1 до 2-х месяцев и более.Оценка стоимости бизнеса
Перечень необходимых документов для оценки предприятия.
- Свидетельство о государственной регистрации предприятия
- Устав предприятия со всеми изменениями и дополнениями
- Выписка с 01 счета
- Документы, необходимые для оценки недвижимости (см. раздел «оценка недвижимости»)
- Документы по оборудованию, транспортным средствам, которые числятся на балансе оцениваемого предприятия (см. раздел «оценка оборудования»)
- Финансовая отчетность о деятельности предприятия за последние 3-4 года, а также за отчетный период, предшествующий моменту оценки
- бухгалтерский баланс (Форма N1)
- отчет о прибылях и убытках (Форма N 2)
- отчет о движении капитала (Форма N 3)
- отчет о движении денежных средств (Форма N 4)
- приложение к бухгалтерскому балансу (Фома N 5)
- перечни предприятий дебиторов и кредиторов на последнюю отчетную дату
- расчет налога от фактической прибыли
- справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли»
- справка о налоговых льготах
- расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия
- расчет налога на имущество предприятия
- налоговая декларация
- сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
После изучения комплекта документов данные могут быть расширены
Перечень документов для проведения оценки акций, долей паев:
- Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации).
- Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг.
- Виды деятельности и организационная структура компании.
- Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть).
- Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов):
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках.
- Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка). Ведомость основных фондов.
- Данные о всех активах (недвижимости, запасах, векселях, нематериальных активах и пр.).
- Расшифровка кредиторской задолженности.
- Расшифровка дебиторской задолженности:
- по срокам образования; по видам дебиторской задолженности; — доля сомнительной задолженности.
- Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
- Бизнес-план на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.